Теория предельной полезности или маржинальная теория стоимости

В 30-е годы XIX в. в связи со значительным прогрессом в науке, особенно в ее гуманитарных и естественных отраслях, распространяется маржинальная теория стоимости. Основная идея теории предельной полезности) заключается в исследовании предельных экономических величин в масштабе всего национального хозяйства, отрасли, фирмы как взаимосвязанных явлений экономики. Новая экономическая теория не могла не затронуть такую важную экономическую категорию, как «стоимость». Австрийская школа теории предельной полезности дает объяснения стоимости, цены и ценности услуг и благ с позиции психологии потребителя вещей.

menger

Карл Менгер — австрийский экономист, 1840-1921

Основателем теории предельной полезности (маржинализм) принято считать австрийского экономиста Карла Менгера, который соглашается с тем, что при обмене никогда не происходит равноценного обмена. И лицо, вступающее в обмен как продавец, отдает меньше, чем лицо, выступающее в качестве покупателя. Согласно его доктрине ценность измеряется предельной полезностью блага, что регулирует меновую стоимость как объективный феномен.

Значительный вклад в учение маржиналистов сделали представители австрийской школы, которые считали, что нельзя отождествлять полезность с объективными качествами товаров. По их мнению, полезность — это субъективная оценка, даваемая покупателем определенному благу в удовлетворении его потребностей. Ценность — это значение, которое придают люди хозяйственным благам учитывая их представление о благополучии от владения ими. Такое представление о природе ценности свойственно не только представителям австрийской школы, но и таким известным маржиналистам, как Д. Кларк, А. Маршал, А. Пигу и другим.

К. Менгер утверждал, что ценность — это нечто присущее благу. Это суждение, которое люди имеют о значении имеющихся у них благ, для поддержания их благосостояния и жизни, и поэтому вне их воображения не существуют. Преобладание потребления над производством и верховенство индивидуальных представлений покупателя над историческим процессом изготовления товара является основой данных теорий. Все это переводит проблему из чисто экономической сферы в субъективно-психологическую. Маржинализм является основой для возникновения двух экономических теорий:

1) теории стоимости, основанной на субъективно-психологических оценках предельной полезности благ. Значительные исследования в данной сфере с применением совершенного математического аппарата внесли значительный вклад в исследование природы стоимости, хотя в то же время, по мнению некоторых ученых, не приводят к решению вопроса об экономической природе полезности. Оставляя, таким образом, исследования стоимости в чисто субъективно-психологической сфере;

2) трудовой теории потребительной стоимости.

Один из самых ярких и талантливых представителей теории предельной полезности — Е. Бем-Баверк. Ему принадлежит справедливое замечание о том, что отсутствие единого мерила стоимости не умаляет значимости научных взглядов по этой проблеме, а, наоборот, повышает их значимость, ведь в открытом признании отсутствия такой единицы он видит истинное значение науки.

© 2018 Все права защищены. Публикация материалов допускается только с ссылкой на сайт.